Покупая авиабилет как правило авиакомпания дает выбрать «возвратный – дорогой» и «не возвратный – дешевый» тарифы. Но даже покупая казалось бы невозвратный авиабилет нужно знать что в некоторых случаях его можно вернуть. Вернуть деньги за такой авиабилет в полном объеме можно в следующих случаях:

  1. Если заболел пассажир
  2. Если заболели члены семьи пассажира планировавшие лететь вместе с ним.
  3. Если заболели близкие родственники пассажира, планировавшие путешествие вместе. п.2. ст. 108 Воздушного кодекса. п.3. ст. 108 Воздушного кодекса Члены семьи – супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Близкие родственники – дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
  4. - смерть члена семьи или близкого родственника.

В случае наступления указанных случаев нужно уведомить авиакомпанию не позднее чем за 1 час до вылета.

Также на основании пункта 227 статьи XXII Приказа Минтранса №82 от 28.06.2007, а также п.2. статьи 108 Воздушного кодекса, пассажиру положен полный возврат стоимости авиабилета.

  • Отмена или задержка рейса, указанного в билете.
  • Выполнения рейса не по расписанию. Если авиакомпания изменит время вылета, вы можете не согласиться с новым временем и вам обязаны вернуть полную стоимость. У Победы например это можно сделать по телефону.
  • Изменения перевозчиком маршрута перевозки. Например куплен прямой рейс, а авиакомпания предлагает лететь с пересадкой.
  • Овербукинг. Если не хватило мест на рейсе. Вы подошли к стойке регистрации, а вам сказали нет мест.
  • Опоздание на рейс по причине долгого досмотра пассажира или его багажа аэропортовыми службами, если при досмотре не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов.
  • Опоздание на стыковочный рейс по вине авиакомпании (при условии что перевозка была оформлена единым билетом).

Как получить возмещение

  • Если билет был куплен на сайте авиакомпании, тогда нужно обратиться непосредственно в авиакомпанию. По больничному у каждой авиакомпании свои нюансы, читайте подробные правила на сайте вашей компании. Обычно требуется приложить отсканированные копии больничного листа (у Победы нужно заверять нотариусом) + документы подтверждающие родство свидетельство о рождении, браке и т.д.
  • Если билет куплен у агента (в том числе на сайте билетного агента), тогда соответствующие документы нужно отправить агенту у которого был приобретен билет, если дата вылета уже близко можно продублировать в авиакомпанию.

На все ли рейсы распространяются такие правила?

Это распространяется на регулярные рейсы российских авиакомпаний по маршрутам Россия – Россия и Россия – Заграница, Заграница – Россия. По иностранным авиакомпаниям летающим в Россию ситуация непонятная, мы написали письмо в Минтранс с просьбой разъснить должны ли они соблюдать эти правила, но ответа пока не было. Не распространяется на рейсы Заграница – Заграница иностранных авиакомпаний. Не распространяется на чартерные рейсы входящие в состав туристического продукта, купленные в турагентстве или туроператоре. Там другие правила …

Раньше проблем с возвратами не было, все авиакомпании выполняли закон. Сейчас из-за коронавируса и массовых отмен рейсов, большинство авиакомпаний стали возвращать деньги только бонусами, ваучерами и т.д. которые вы сможете использовать на следующий полет. Если вас это не устраивает, вы можете написать претензию авиакомпании (если покупали на сайте или в кассе авиакомпаниии). Если покупали у билетного агента, мы точно не знаем кому писать претензию авиакомпании или агенту - пишите обоим хуже быть не должно.

Образец претензии на возврат авиабилетов в связи с отменой рейса.

В связи с отменой рейса (номер, дата, маршрут и т.д.) на основании пункта 227 статьи XXII Приказа Минтранса №82 от 28.06.2007, а также пункта 2 статьи 108 Воздушного кодекса прошу произвести вынужденный возврат авиабилетов по бронированию (укажите PNR код - выглядит примерно так: FGJKP или номера билетов) и вернуть уплаченные мной деньги полностью.

У каждой авиакомпании свой порядок принятия претензии, посмотрите информацию на сайте и следуйте инструкциям. У некоторых электронно у некоторых почтой.

Как я возвращал невозвратные авиабилеты Аэрофлота - личный опыт